Программа "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)

Разделы Программы

Главная » Статьи » Мои статьи

Раздел I. пункт 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Презентация программы "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)

1.1. Проблема занятости и доходов населения

1.1.1. Определение проблемы.
В период экономической реформы на селе проблема устойчивого обеспечения занятости и доходов населения наиболее актуальна.
Уровень зарегистрированной безработицы на селе выше, чем в целом по стране. При этом более половины сельского населения имеет доход ниже прожиточного минимума. То есть фактическая безработица в несколько раз превосходит официально зарегистрированную.
Причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
1. Большинство коллективных сельскохозяйственных предприятий оказались неконкурентоспособными. Подавляющая их часть имеет задолженность по заработной плате. На протяжении нескольких лет они были вынуждены уменьшать объемы производства и выплачивать работникам большую часть зарплаты натурой.
2. Возможности сельского населения к ведению крестьянских фермерских хозяйств и высокотоварных ЛПХ тоже оказались ограниченными. Экономическая активность населения переместилась в личные подсобные хозяйства, которые стали основным источником доходов для большинства сельских и городских семей, имеющих загородные подворья.
3. Дореформенная система обслуживания и реализации продукции личных подсобных хозяйств потребкооперацией и коллективными хозяйствами практически разрушена. И личные подсобные хозяйства сегодня носят больше потребительский характер, поскольку направлены в основном на удовлетворение продовольственных потребностей внутри семьи. В таких хозяйствах, из-за недостатка денежных средств, практически отсутствуют средства механизации, что влечет за собой нерационально большие затраты ручного труда.
4. В 90-е годы уровень занятости населения сельской местности в несельскохозяйственных отраслях упал еще быстрее, чем в аграрном секторе. Поэтому сегодня в большинстве сел и деревень практически отсутствуют или слабо развиты сферы занятости и источники доходов, альтернативные сельскому хозяйству.
1.1.2. Определение пути решения проблемы.
Решение проблемы занятости и доходов сельского населения требует принятия ряда мер не только на федеральном и региональном уровнях, но и со стороны социально активного населения в регионах. Эти меры являются частью общероссийских и региональных (краевых, республиканских) отраслевых и межотраслевых программ развития отдельных сфер экономики, в том числе и сельского хозяйства.
В 1999 г. Минсельхозпрод России разработал «Программу создания и сохранения рабочих мест в АПК на 1998–2000 гг. и на период до 2005 года». Она предусматривала:
- формирование в агропромышленном комплексе России рационального системного подхода к созданию новых рабочих мест;
- обеспечение повышения уровня занятости экономически активного населения и эффективности использования рабочей силы;
- улучшение отраслевой, институциональной и профессионально-квалификационной структур, занятых восстановлением и наращиванием объемов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- развитие на селе подсобных предприятий и промыслов, туризма, социальной сферы и малого предпринимательства.
Однако следует отметить, что принимаемые меры имеют ряд существенных недостатков:
1. Из-за отсутствия системного подхода и комплексных решений проблемы занятости и доходов решаются изолированно, без учёта отдельных отраслей или их групп и состояния сельского населения в целом.
2. На уровне сельских административных районов и администраций мало внимания уделяется разработке механизма реализации тех или иных направлений обеспечения занятости и доходов граждан, а также вопросам участия в разрабатываемых мероприятиях различных социальных групп сельского населения.
3. Многие из предлагаемых программ требуют привлечения федеральных и областных финансовых средств. Но в них в недостаточно проработаны вопросы мобилизации местных финансовых и материально-технических ресурсов.
4. Меры по обеспечению занятости и доходов слабо увязаны со структурной перестройкой сельского хозяйства, то есть с основной сферой занятости населения:
- приватизацией земли,
- реорганизацией и финансовым оздоровлением сельхозпредприятий,
- развитием и рыночной интеграцией семейных хозяйств.
Сегодня сельские административные районы сильно нуждаются в разработке эффективных, а главное доступных, инноваций, способствующих повышению занятости и доходов населения.

1.2 Проект Программы «Загородное подворье» (МИНИ-ШЕД)
 
1.2.1. Цели и задачи проекта.
Основная цель проекта заключается в создании условий и разработке механизмов снижения трудоёмкости сельскохозяйственных работ и устойчивого обеспечения занятости и доходов населения.
Достижение цели будет способствовать:
– уменьшению трудоёмкости обслуживания личных подворий за счёт средств механизации и автоматизации текущей деятельности в сельском хозяйстве;
– росту уровня жизни сельского населения, занимающегося обустройством ЛПХ;
– сокращению безработицы на селе за счёт использования личных подворий для производства сельхозпродукции;
– улучшению рыночной ситуации за счет увеличения объемов производства товаров и услуг;
– снижению социальной напряженности в сельской местности;
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие основные задачи:
– развитие в сельской местности индивидуальной предпринимательской деятельности, как в агробизнесе, так и в несельскохозяйственной сфере;
– развитие личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств;
– повышение товарности личных подсобных хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями;
– формирование эффективных, рыночно-ориентированных сельскохозяйственных организаций;
– создание условий для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, развития сферы услуг, местной промышленности, сельского туризма и других отраслей;
– диверсификация хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций;
– поддержка сельской социальной и инженерной инфраструктуры.
1.2.2. Основные принципы проекта.
- Комплексный подход. В проекте рассмотрены все возможные виды хозяйственной деятельности, занятие которыми может повысить доходы сельского населения. Каждое предложение всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. Проблемы занятости и доходов населения решаются, не изолировано, а в комплексе с другими региональными проблемами сельской местности.
- Открытость. При разработке мероприятий проекта использованы методы интерактивного планирования с участием населения. Ход проекта, достигнутые результаты и возникающие проблемы всесторонне освещаются через Интернет, обсуждаются на форумах и при личных встречах. По итогам этих обсуждений в проект вносятся соответствующие корректировки.
- Участие населения. В процессе разработки и реализации Проекта в значительной степени используются знания и опыт населения. Их представления о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и получения доходов от различных родов деятельности. Учитываются особенности экономического и социального поведения различных социальных групп. Обеспечивается согласование их интересов и намерений.
- Местные ресурсы. Достижение целей Проекта, прежде всего, обеспечивается за счет мобилизации местных финансовых и материально-технических ресурсов, повышения экономической и социальной активности сельского и городского населения, имеющего загородные подворья. Это имеет первостепенное значение для создания устойчивых механизмов обеспечения занятости и доходов, но не исключает использования внешних источников ресурсного обеспечения проекта. Поскольку большинство сельских административных районов – дотационные, а частные инвестиции носят зачастую целевой межрегиональный характер.
- Институционализация решений. Функции по управлению и реализации проекта выполняются региональным координационным советом, созданным в процессе реализации проекта, совместно с местной администрацией или региональным управляющим организациям.
1.2.3. Участники проекта.
Основными участниками проекта являются:
– владельцы личных подсобных хозяйств;
– индивидуальные предприниматели, занимающиеся несельскохозяйственной деятельностью на селе;
– фермеры;
– пенсионеры;
– работники социальной сферы села;
– безработные;
– руководители, специалисты и работники коллективных сельскохозяйственных организаций;
– сельские администрации;
– администрация района, управление сельского хозяйства (координатор), экономики, социального обеспечения населения, центр занятости, земельный комитет, а также другие структурные подразделения;
Исходя из целевых установок проекта, его участники классифицируются по следующим группам.
- Самозанятые лица - работающие на индивидуальной основе. К ним относятся:
1. владельцы личных подсобных хозяйств;
2. главы и члены КФХ;
3. индивидуальные предприниматели;
4. сборщики грибов, ягод, лекарственных трав;
5. самозанятые другими видами деятельности.
- Работодатели - лица, управляющие предприятиями и постоянно использующие труд наемных работников, тем самым, обеспечивая рабочие места. К ним относятся руководители коллективных сельскохозяйственных предприятий, главы КФХ, индивидуальные предприниматели, руководители несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций сферы услуг.
- Наемные работники - лица наемного труда, заключившие трудовой договор или контракт с работодателем. Это специалисты и рядовые работники сельскохозяйственных организаций, лица, работающие по найму у фермеров, индивидуальных предпринимателей, несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций сферы услуг.
- Безработные – лица старше 16 лет, которые в данный период не имеют работы или доходного занятия. К ним относятся те, кто немедленно готов приступить к работе или занимается поиском работы:
1. обращаются в службу занятости;
2. непосредственно к работодателям;
3. используют личные связи в целях трудоустройства;
4. размещают объявления в СМИ;
5. предпринимают попытки организации собственного дела.
По отношению к перечисленным категориям граждан разрабатываются и реализуются дифференцированные меры по обеспечению их занятости и доходов.
1.2.4. Планы по осуществлению проекта.
В ситуации, когда резко сократилось количество вакансий, предлагаемых работодателями, как в государственном, так и в частном секторе, целесообразно расширить масштабы вовлечения граждан (в том числе и безработных) в самостоятельную занятость на личных подворьях.
Предварительный этап был необходим для обеспечения проведения аналитических изысканий, связанных с поиском наиболее эффективных решений для успешного осуществления проекта и ответов на текущие актуальные вопросы населения и исполнительной власти.
По результатам этих изысканий будут подготовлены мероприятия по содействию самозанятости, которые позволят гражданам открыть собственное дело, дополнительно создать рабочие места и решить тем самым важную социальную задачу занятости и повышения доходов населения. В первую очередь будут предложены наиболее эффективные пути стимулирования развития малого предпринимательства в сельской местности.
На начальном этапе развития демонстрационных ЛПХ наиболее оптимальным и экономически целесообразным будет применение адаптированных промышленных технологий в таких формах регионального сельскохозяйственного производства, как:
1. кролиководство;
2. птицеводство;
3. пчеловодство;
4. цветоводство;
5. овощеводство;
6. ягодоводство;
7. грибоводство;
8. овцеводство;
9. молочное животноводство;
10. пушное звероводство;
11. откорм свиней;
12. откорм КРС;
Демонстрационные хозяйства будут создаваться параллельно с органами регионального управления по контролю реализации программы. На основе решений региональных Ассоциаций производителей и переработчиков сельхозпродукции (РАППС), а также координационных советов, состоящих из участников программы, будет проведена планомерная, систематизированная работа по оказанию поддержки местным центрам занятости. Безработные граждане и работники, которые находятся под угрозой увольнения, будут привлекаться к предпринимательской деятельности на селе и самозанятости на личных загородных подворьях.
1.2.5. Стимулирование населения привлекаемого к реализации проекта.
Реализация каждого из указанных направлений деятельности потребует дополнительных капиталовложений в виде личных средств, инвестиций и кредитов. Чтобы обеспечить гарантированный и своевременный возврат собственных капиталовложений, в том числе и заёмных средств, необходимо внедрение инновационных промышленных технологий, снижающих трудоёмкость, увеличивающих объёмы получаемой сельхоз продукции и адаптированных к условиям ограниченных земельных ресурсов.
К работе на селе, в частности на личных подсобных хозяйствах, будут привлекаться не только безработные граждане, но и члены их семей. А также городские жители, находящиеся под угрозой увольнения, у которых есть свои загородные подворья или земельные наделы, а также состоявшиеся предприниматели, так или иначе задействованные в сфере производства и переработки сельхоз продукции. Это позволит без значительных капиталовложений обеспечить целенаправленное стимулирование и развитие целой отрасли народного хозяйства. С этой целью планируется:
1. отработка схем взаимодействия с организациями, оказывающими услуги населению по организации предпринимательской деятельности;
2. оптимизация способов информирования безработных и незанятых граждан о возможности и условиях организации предпринимательской деятельности;
3. подготовка и предоставление гражданам, открывающим свое дело, пакета нормативных документов, необходимых для организации предпринимательской деятельности;
4. оказание содействия гражданам в подготовке и проведении экспертизы бизнес-планов и при проведении тестирования;
5. направление на обучение и переподготовку по профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность или самозанятость по конкретным видам деятельности;
6. разработка обоснования для оказания целевой финансовой помощи гражданам при регистрации их в качестве предпринимателя, а также на начальном этапе развития его дела;
7. создание льготных условий на предоставление в аренду, лизинг или на условиях целевых кредитов механизированного оборудования и орудий труда, необходимых для оптимальной и эффективной деятельности в сфере малого бизнеса.
1.2.6. Взаимодействие с центрами занятости населения и создание региональных координационных советов.
На начальном этапе будут сформированы координационные советы, созданные на основе некоммерческих региональных Ассоциаций производителей и переработчиков сельхозпродукции (РАППС), а также сельских кредитных кооперативов (СКК). Это, в свою очередь, поспособствует созданию «Фондов поддержки сельских предпринимателей (ФПСП)», которые из различных источников будут обеспечивать целевое поступление стартовых кредитных ресурсов. По аналогии с центрами занятости населения, финансовая поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан будет предоставляться и на общих условиях:
1. достижения гражданином 18-летнего возраста;
2. получения гражданином максимального размера пособия по безработице;
3. изъявления желания безработного гражданина организовать свою занятость;
4. предоставления безработным гражданином бизнес-плана, прошедшего экспертизу в областном фонде поддержки малого предпринимательства, по выбранному виду деятельности в качестве участника программы;
5. предоставления безработным гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
6. заключения договора между гражданином и координационным советом или региональной организацией, управляющей проектом программы, на оказание содействия в организации малого предпринимательства и самозанятости;
7. снятие с учета в центре занятости безработного гражданина, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя (фермера) для организации малого предпринимательства и самозанятости на срок не менее одного года.
Выделение безработному гражданину финансовых средств из субсидий осуществляется в качестве содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости. Выделенная сумма соответствует размеру годового пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину на основании заключенных договоров между центром занятости и безработным гражданином. Получатель имеет право потратить эту сумму на:
- подготовку документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и КФХ;
- оплату государственной пошлины;
- оплату нотариальных услуг правового и технического характера;
- приобретение бланков документов, изготовление печатей и штампов;
- практическую организацию собственного дела.
Предоставление финансовых средств безработному гражданину производится по безналичному расчету на основании приказа муниципального центра занятости или решения регионального координационного совета в соответствии с договором, заключенным между уполномоченной организацией и безработным гражданином. Оплата указанных расходов производятся в течение 30 дней с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
При формировании данных об участниках программы и получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан будет производиться сверка реестра малых предприятий-получателей государственной поддержки малого предпринимательства и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Это необходимо, чтобы исключить появление «двойных счетов» на создание рабочих мест в различных направлениях поддержки малого бизнеса.
1.2.7. Взаимодействие производственных предприятий и институтов РАСХН.
В последнее время все больше возрастает интерес к развитию в сельской местности малого бизнеса и личных подсобных хозяйств, в частности фермерских хозяйств. Тем не менее, отечественная промышленность за последние годы мало, что нового смогла предложить для развития этого относительно молодого направления экономики.
На данный момент многие российские научные организации не имеют собственных патентов. А из тех, что зарегистрированы институтами РАСХН, поддерживается только 20%. Еще меньшая доля используется по лицензионным договорам или договорам переуступки прав. В среднем в России сумма роялти и лицензионных выплат на одного исследователя составляет 1,8 долл. в год, в то время как в странах ОЭСР - 104,2 долл., а в США - 191,5 долл. По данным Росстата, из 3688 соглашений по экспорту технологий, заключенных российскими организациями, не было ни одного по сельскому хозяйству. Зато было подписано 7 соглашений по импорту сельскохозяйственных технологий.
При этом дорогостоящее импортное оборудование, которое не только экономно расходует энергоносители, но и на порядки сокращает трудозатраты на производство сельхозпродукции, для сотен отечественных аграрных предприятий попросту не по карману. А стоимость запасных частей для импортной техники и её сервисного обслуживания пугает даже видавших виды аграриев. В отечественном сельском хозяйстве до сих пор используются старые технологии, мягко говоря, уже отжившие свой век, причем далеко не самые экономичные, что в условиях кризиса ощутимо тормозит процесс становления и развития молодого хозяйства.
Возьмем, например, отрасль скороспелого животноводства, которая обеспечивает население страны продуктами питания, а пищевую и легкую промышленность – сырьем.
На воспроизводство животных крайне негативно влияет стресс. В промышленной технологии стрессоустойчивость животных можно повысить за счет четко организованного цикла (от воспроизводства до откорма) и максимально продуктивного использования биологических особенностей животных. В целях повышения продуктивности животных, необходимо создать эффективную кормовую базу, последовательно перевести животноводство на промышленную основу и превратить его в современную высокопродуктивную отрасль. Под увеличением продуктивности животных подразумевается, в первую очередь, плодовитость самок, сокращение потерь при выращивании молодняка, увеличение скорости роста, повышения эффективности использования кормов, а также качества получаемой продукции. Все это обеспечивает стабильный рост экономической эффективности животноводства и позволяет предотвратить ущерб.
То же обстоит и в растениеводстве, которому требуется фитосанитарная оптимизация технологий выращивания сельскохозяйственных культур, способная в значительной мере решить проблемы защиты растений от неблагоприятных факторов и вредителей. С помощью агротехнических приемов можно создать долговременные механизмы саморегуляции любой агроэкосистемы.
Использование инновационных технологий в условиях сельхозпредприятий позволит уменьшить трудоёмкость технологических процессов производства сельхозпродукции, минимизировать издержки и повысить конкурентоспособность. Поэтому промышленное производство, направленное на удовлетворение спроса средствами малой механизации ЛПХ и автоматизации КФХ и АПК, будет стимулировать спрос на научные разработки институтов РАСХН с целью их внедрения в промышленные образцы своего оборудования.
К тому же это позволит создать благоприятные условия для опережающего профильного обучения передовым методам хозяйствования на базе институтов РАСХН. У населения, занятого в сельском хозяйстве, появится возможность пройти курсы повышения квалификации, участвовать в открытых семинарах на базе региональных демонстрационных хозяйств.
Такое взаимодействие будет весьма эффективным ввиду общей заинтересованности в конечных результатах совместного труда производителей сельхоз продукции, предприятий по производству оборудования и НИИ.
Категория: Мои статьи | Добавил: serzh-seim (22.12.2009)
Просмотров: 2677
Пятница, 26.04.2024, 01:18
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0