Программа "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)

Разделы Программы

Главная » Статьи » Мои статьи

Раздел I. пункт 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Презентация программы "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)

2.1 Негативные факторы и меры для их минимизации

2.1.1. Понимание проблемы.
Причиной ликвидации значительной части крестьянских хозяйств, созданных за период с 1990 по 2010 год, является не столько естественный ход их развития, сколько общие неблагоприятные экономические и организационные условия переходного периода:
• - неплатежи за продукцию,
• - высокая инфляция,
• - диспаритет цен,
• - негативная финансово-кредитной политика.
И в частности, по настоящее время имеет место неравноправное, по сравнению с другими формами хозяйствования, положение фермеров. Это связанно, во-первых, с предвзятым к ним отношением, в том числе и со стороны сельскохозяйственных органов. Во-вторых, с нерешенностью многих вопросов, начиная от обустройства личных подсобных хозяйств и заканчивая созданием и функционированием крестьянских фермерских хозяйств. Это вопросы:
• - организационно-правовые,
• - земельные,
• - материально-технического обеспечения,
• - переработки и сбыта готовой продукции,
• - налогообложения,
• - социального обеспечения и др.
Одной из главных причин спада в фермерском движении явилось резкое сокращение государственной поддержки, как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. За последние годы многократно уменьшилось число желающих образовать крестьянские фермерские хозяйства. А в целом по России крестьянскими хозяйствами уже не используется около трети сельскохозяйственных площадей.
В некоторых местах до сих пор наблюдается такое явление, как стихийный распад крупных хозяйств, который заканчивается произвольным (и не всегда законным) распределением материально-технических средств по подворьям. В результате образуются натуральные крестьянские хозяйства с неопределенным статусом, нарушенными воспроизводственными и хозяйственными связями. Формирование таких хозяйств обусловлено отсутствием альтернатив выбора для дальнейшего существования их владельцев после распада или банкротства крупных коллективных сельхозпредприятий.
Если подобная аграрная политика будет вестись и дальше, то количество крестьянских хозяйств будет неуклонно сокращаться, а земли фонда перераспределения останутся невостребованными. Даже крестьянские хозяйства, образовавшиеся за последние два года, окажутся в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств, они так и не смогут выйти на безубыточное производство готовой сельхозпродукции. А кто-то из них даже не сможет начать производственную деятельность.
Но наряду с этим, в секторе личных подсобных хозяйств населения появились и более успешные хозяйства, которые также ориентированы на производство товарной продукции и имеют до 2 и более гектар земли. Как правило, эти подворья принадлежат квалифицированным работникам сельхоз предприятий, эффективно использующих инновации в области сельского хозяйства. И на данный момент, по объему продукции они уже превосходят некоторые крупные фермерские хозяйства, использующие в своей деятельности традиционные методы хозяйствования.
2.1.2. Цель при оптимизации рисков.
Системный анализ наиболее успешных хозяйств помог сформулировать основную задачу данной программы. Она заключается в минимизации рисков и создании благоприятных экономических, организационных, правовых и социальных условий для развития личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств. В программу решения этих задач входят:
• - формирование системы государственной поддержки личных подворий населения и фермеров;
• - разработка механизма, гарантирующего целевое использование государственных средств, стимулирующих внутренние возможности хозяйств, направленных на сохранение и рациональное использование имеющегося производственно-технологического потенциала;
• - обеспечение земельных прав и оптимизация землепользования ЛПХ и КФХ;
• - улучшение экономических условий производства и сбыта сельхозпродукции для производителей;
• - развитие производственной базы фермерского сектора и обеспечение условий для роста производительности крестьянского труда;
• - упорядочение системы налогообложения крестьянских хозяйств;
• - развитие фермерской кооперации и формирование эффективной рыночной инфраструктуры обслуживания и обеспечения подсобных и крестьянских хозяйств;
• - стимулирование инвестиций в ЛПХ и фермерский сектор;
• - развитие информационно-консультационного обслуживания и системы повышения квалификации фермеров и частных лиц, занятых в сельском хозяйстве;
• - улучшение социального обеспечения членов ЛПХ и КФХ и занятых в них наемных работников;
• - развитие и укрепление крестьянского самоуправления.
2.1.3. Основа социальной базы.
В дальнейшем фермерский сектор будет развиваться под воздействием ряда факторов.
При отсутствии государственной поддержки многие мелкие хозяйства прекратят свою деятельность. Например, те, у которых нет материально-технической базы и недостаточно финансовых средств. А также ранее образовавшиеся хозяйства, получившие большие кредиты на крайне обременительных условиях. В такой ситуации сможет сохранить свое значение и место лишь группа экономически крепких хозяйств, созданных на основе эффективного применения инновационных технологий. А товарное производство остальных хозяйств существенно сократится.
Но при достаточной государственной поддержке существующие хозяйства сохранятся и постепенно увеличат производство. К тому же изменения в их социальной базе приведут к образованию новых крестьянских хозяйств жителями городов. Не будет увеличиваться лишь число хозяйств, образованных работниками, вышедшими с земельными долями и имущественными паями из сельскохозяйственных предприятий. Помимо прочего, расширению фермерского сектора будет способствовать реформирование крупных коллективных предприятий.
На начальном этапе количество новых хозяйств будет незначительным. Но за счет получения имущественных паев они будут достаточно жизнеспособными. Однако их число может оказаться более значительным в случае применения процедуры банкротства к безнадежно убыточным сельскохозяйственным предприятиям.
При стихийном распаде сельхозпредприятий, будут также образовываться крестьянские хозяйства. Во многих крупных сельхозпредприятиях будут расширяться личные подсобные хозяйства работников, а производственная база предприятий активно использоваться для их обеспечения и обслуживания. Поэтому земельные угодья будут распределяться по подворьям полностью или частично, что со временем приведет к тому, что сельхозпредприятия постепенно превратятся в кооперативы крестьянских хозяйств.
По ряду объективных причин, предполагается, что превращение личных подворий в товарные фермерские хозяйства будет происходить сравнительно медленно. В связи с чем, не потребуется значительных единовременных вложений со стороны государства. Однако государственная организационная и финансовая поддержка этим хозяйствам будет необходима, так как при ее отсутствии такие хозяйства сохранят сугубо потребительский характер.
Ожидается, что с улучшением экономической обстановки в стране, число крестьянских хозяйств начнет увеличиваться. При достаточном объеме государственной поддержки, в рамках рассматриваемой перспективы, большинство крестьянских хозяйств будет заниматься земледелием и животноводством на основе применения инновационных технологий. Сохранится их ориентация на увеличение потребления продуктов питания отечественных товаропроизводителей.
Стоит отдельно отметить, что на начальном этапе, в большинстве личных подсобных хозяйств животноводство будет вестись в основном с целью удовлетворения собственных потребностей. В некоторых хозяйствам, особенно в северных регионах, товарное молочное животноводство, свиноводство, кролиководство и птицеводство будут развиваться быстрее. Это, в свою очередь, будет способствовать растениеводству и овощеводству, основанному на применении искусственных систем орошения или гидропоники на базе автоматизированных комплексов обеспечения микроклимата и поддержания жизнедеятельности в условиях замкнутого пространства.
2.1.4. Совершенствование механизма землепользования и землевладения.
На личные подсобные и крестьянские хозяйства должны распространяться одинаковые меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для малого предпринимательства. Правовое обеспечение развития крестьянских (фермерских) хозяйств на практике не удовлетворяет их потребностей и на начальном этапе требует корректировки. Но при совершенствовании нормативно-правовой базы важно не допустить ухудшения условий создания и текущей повседневной деятельности ЛПХ и КФХ.
В целях совершенствования земельных отношений в крестьянских хозяйствах целесообразно:
• - частично переоформить земельные участки крестьянских хозяйств, полученные в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. В размерах установленных предельных районных норм - бесплатно выделить землю в пользу совместной собственности крестьянских хозяйств, а сверх указанной нормы - в долгосрочную аренду с правом выкупа;
• - отработать механизм залога земель, находящихся в собственности крестьянских хозяйств, с целью получения долгосрочных ипотечных кредитов;
• - разработать механизм купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности крестьянских хозяйств, включая продажу по инициативе крестьянского хозяйства или конкурсного управляющего в хозяйствах, признанных арбитражным судом банкротами;
• - предоставить всем собственникам земельных долей право по своему усмотрению передавать их в аренду любым сельхозпроизводителям, включая крестьянские хозяйства;
• - предоставить личным подсобным хозяйствам право на увеличение землепользования, сверх установленных размеров, за счет присоединения земельных участков, полученных в счет земельных долей;
• - распространить льготы по налогу на землю, предусмотренные для крестьянских хозяйств, на личные подсобные хозяйства, получившие дополнительные земельные участки;
• - разработать порядок компенсации крестьянским хозяйствам расходов на улучшение земель, возвращенных государству или иному собственнику;
• - закрепить первоочередное право на покупку (или аренду с правом выкупа) высвобождающихся земельных участков за соседями землевладельцев;
• - усилить контроль над использованием земель целевого назначения крестьянскими хозяйствами, и, в случаях нарушений, изымать их в фонд перераспределения.
2.1.5. Финансовое обеспечение деятельности.
Система финансового обеспечения крестьянских хозяйств должна предусматривать их льготное кредитование, субсидирование, налоговое и инвестиционное стимулирование. В целях улучшения финансового положения крестьянских хозяйств намечается:
• - внедрение оптимизированной системы получения гарантированных цен, с возможным авансированием до 50% от их величины, и квот закупок в федеральные и региональные фонды на наиболее важные виды продуктов питания;
• - применение оптимальной системы организации текущей деятельности ЛПХ и КФХ, приемка и хранение с последующей реализацией фермерской продукции, соответствующей стандартам;
• - запуск механизма регулирования (ограничения) цен на товары и услуги отечественных сельхозпроизводителей и хозяйственных монополий (удобрения и химикаты, горюче-смазочные материалы, услуги железнодорожного транспорта, машиностроительная продукция монопольных заводов-поставщиков и др.);
• - установление уровня цен на продукцию, реализуемую в региональные фонды, ниже уровня цен на аналогичную продукцию, поставляемую в федеральный продовольственный фонд;
• - установление стартовых цен, с последующей их индексацией, в зависимости от фактического уровня инфляции;
• - выплата дотаций на наиболее важные виды сельхозпродукции, реализуемой в государственные ресурсы или и на свободном рынке;
• - осуществление частичных компенсаций на приобретение материально-технических ресурсов (минеральные удобрения, отдельные виды топлива и энергии, семена, комбикорма и др.);
• - выделение субсидий на приобретение основных производственных фондов, строительство, расширение и восстановление животноводческих помещений;
• - установление для начинающих фермеров льготы на выплату первоначальных взносов за материально-технические средства, предоставляемые на основе лизинга;
• - включение фермеров в число акционеров перерабатывающих предприятий. Для этого за счет средств бюджета необходимо произвести выкуп части акций и распределить их между товаропроизводителями;
• - выделение субвенций на формирование социальной и производственной инфраструктуры фермерских хозяйств;
• - осуществление льготного кредитования крестьянских хозяйств на приобретение материально-технических средств, производственное строительство и строительство жилья;
• - осуществление на конкурсной основе льготного кредитования фермерских кооперативов и предприятий по производству, переработке и сбыту продукции на совместное использование техники и материально-технического обеспечения;
• - выделение долгосрочных ссуд на формирование паевых фондов кредитных кооперативов и страховых обществ;
• - выплата единовременных пособий семьям, переселяющимся в сельскую местность с целью образования крестьянских хозяйств;
• - установление дополнительных льгот и порядка их применения для многодетных крестьянских семей и семей молодых фермеров.
Кроме того, крестьянским хозяйствам, наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, могут предоставляться средства и льготы из Федерального или регионального бюджета на выполнение целевых программ (например, по повышению плодородия земель, "Хлеб России" и др.).
При формировании федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации целесообразно предусматривать направления и размеры средств финансовой поддержки. Перечень средств государственной поддержки, их объем, порядок предоставления и использования должны разрабатываться и реализовываться при участии органов фермерского самоуправления.
2.1.6. Оптимизация системы налогообложения.
Система налогообложения крестьянских хозяйств должна стимулировать их производственную и инвестиционную активность в сфере сельскохозяйственного производства. В связи с чем, намечается осуществить следующие меры:
• - продлить сроки действия льгот по уплате земельного налога и налога на доход от несельскохозяйственной деятельности;
• - отменить подоходный налог на сельскохозяйственную деятельность членов крестьянского хозяйства (как это предусмотрено в налогообложении сельхозпроизводителей - юридических лиц);
• - освободить крестьянские хозяйства от уплаты налога на добавленную стоимость при регистрации изменений их правового статуса или прекращении деятельности хозяйства;
• - установить, что доходы от реализации собственной сельскохозяйственной продукции, переработанной вне хозяйства, не включаются в доход от сельскохозяйственной деятельности;
• - не взимать подоходный налог со средств, полученных фермерами в качестве финансовой поддержки со стороны;
• - установить, что крестьянские хозяйства отчитываются перед налоговыми органами один раз в год, и представляемые ими налоговые отчетные документы одновременно являются и документами плановой проверки правильности их заполнения;
• - запретить наложение штрафных санкций, связанных с выплатой налогов за периоды, предшествующие отчетному году (ежегодной сдаче отчетных материалов). Взыскание штрафов и недоимок проводить только после принятия окончательного решения по акту разногласий налоговой инспекции и фермера.
2.1.7. Создание и развитие фермерской кооперации.
Главными направлениями развития фермерской кооперации в нынешних условиях являются:
• - совместное использование техники;
• - первичная переработка, хранение и сбыт продукции;
• - материально-техническое обеспечение;
• - кредитная кооперация и страхование.
Предполагается осуществление следующего ряда мер по стимулированию фермерской кооперации:
• - создание предпосылок для совершенствования законодательной базы, предусматривающей раздельное правовое регулирование производственных и потребительских (обслуживающих) кооперативов, а также освобождение потребительских кооперативов и ассоциаций фермеров от уплаты налога на прибыль;
• - исключение их из сферы деятельности антимонопольного законодательства в силу некоммерческого характера деятельности;
• - организация просветительской работы через органы управления сельским хозяйством и региональные отделения АККОР в целях повышения квалификации фермеров и работников органов управления сельским хозяйством в вопросах кооперации;
• - обязательное введение курса сельскохозяйственной кооперации в программу сельскохозяйственных университетов и академий;
• - издание и распространение специальных печатных и наглядных материалов по кооперативной тематике;
• - развитие сети информационной поддержки фермеров и консалтинговых фирм, специализирующихся на сельском хозяйстве;
• - обеспечение государством финансовой поддержки кооперативного движения. Особое внимание следует уделить формированию стартового капитала кредитных кооперативов и обществ взаимного страхования (страховых компаний);
• - развитие сельского самоуправления и поддержка сельскохозяйственных кооперативов и ассоциаций фермеров на всех уровнях муниципальных органов власти.
Развитие фермерской кооперации должно идти, прежде всего, по пути интеграции с другими сельскими товаропроизводителями, а также использовать на кооперативной основе уже созданные, но еще не полностью загруженные производственные мощности специализированных агросервисных предприятий.
В случае отсутствия у крестьянских хозяйств средств для осуществления такой интеграции, в каждом индивидуальном случае государством должна будет предоставляться соразмерная финансовая помощь на возвратной основе.
В течение следующих пяти лет будет создана система кредитной кооперации, ориентированная на мелких сельхозпроизводителей. Предполагается, что начнут действовать пилотные проекты, и будут окончательно сформированы эффективные организационно-правовые и экономические предпосылки образования кредитных кооперативов.
К этому времени в законодательные органы уже должны быть внесены проекты закона о кредитной кооперации, детально разработаны уставы ссудно-сберегательных кооперативов и обществ взаимного кредитования, подготовлены нормативные документы, обеспечивающие деятельность кооперативов, осуществлены меры поддержки, в частности по формированию паевых фондов, и отработан механизм получения ими кредитных ресурсов.
С 2010 по 2015 годы в большинстве регионов Российской Федерации будут созданы кооперативы и ассоциации фермеров. На начальном этапе развития предполагается, что они будут работать как общества взаимного кредитования на основе объединения частных целевых инвестиций, личных средств членов региональных фермерских ассоциаций или кооперативов и, по возможности, из средств частично выделяемых в виде целевой государственной поддержки.
По мере налаживания их деятельности, станут привлекаться средства населения и других инвесторов. К этому моменту уже будет организована подготовка специалистов для работы непосредственно в кредитных кооперативах. Многие кредитные кооперативы будут взаимодействовать со сбытовыми и снабженческими кооперативами. В результате чего, на базе местных кооперативов начнется их объединение в кооперативные банки.
Наряду с кредитованием, кооперативные банки смогут оказывать населению региона и другие банковские услуги. Формирование развитой системы кредитных кооперативов и кооперативных банков в целом является долгосрочной перспективой. А в ближайшие годы ожидается завершение создания и укрепление системы коммерческих страховых компаний, ориентированных на оказание страховых услуг сельским товаропроизводителям и фермерам.
Государственная политика последних лет, направленная на возрождение аграрного сектора экономики, позволяет предполагать, что страховым компаниям в этом случае будет оказана стартовая государственная поддержка, на отдельно оговоренных условиях, с последующей трансформацией их в кооперативные структуры. Наряду с этим, получат развитие общества взаимного страхования.
Для реализации этих планов необходимо еще разработать нормативную базу и условия целевой государственной поддержки на начальном этапе развития обществ взаимного страхования, а также создать организационно-правовые и экономические условия их деятельности.
Категория: Мои статьи | Добавил: serzh-seim (29.04.2010)
Просмотров: 2281
Четверг, 25.04.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [5]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0