Программа "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)

Информация о проекте

Презентация программы "Загородное подворье" (МИНИ-ШЕД)



Предисловие к проекту Программы МИНИ-ШЕД

Последние годы уровень зарегистрированной безработицы в сельской местности выше, чем в целом по стране. Более половины сельского населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Острая нехватка рабочих мест и низкий уровень доходов сельского населения требует срочного принятия ряда мер по их решению на всех уровнях федеральной и региональной власти, а так же общественности.
В России уже начали разрабатывать различные программы, призванные решить эти задачи. Так, например, в 1999-2003 годах в Ленинградской области была внедрена разработка Российского Фонда поддержки аграрной реформы и сельского развития (РОСАГРОФОНД). За три года работы этот пилотный проект оказал значительное влияние на жизнь сельского населения. Примерно пятая часть населения района получила консультации или прошла обучение на семинарах, в результате чего выросла их экономическая активность. Уровень занятости вырос на семь пунктов. Три четверти собственников земельных долей реализовали свои права на землю за счет расширения землепользования или заключения договоров аренды. Уровень бедности с 2000 по 2003 год уменьшился в 2 раза. А средний доход на одного жителя в 2003 году превысил прожиточный минимум.
Эта программа и другие, наиболее эффективные зарубежные аналоги легли в основу программы, с условным названием «МИНИ-ШЕД», которая направлена на решение актуальных проблем социально-экономического развития села, а так же сельского приусадебного хозяйства в целом. В результате осуществления мероприятий программы должен произойти ряд изменений.
Будут созданы коллективные предпосылки укрепления правового статуса ЛПХ с точки зрения законодательства. Урегулируются их взаимоотношения с другими сельскохозяйственными организациями различных форм собственности, в том числе упорядочатся взаимодействия ЛПХ с региональной исполнительной властью:
- владельцы ЛПХ, собственники земельных долей, смогут заключать договоры по их использованию с сельскими жителями, сельскохозяйственными организациями и КФХ, в соответствии с которыми арендаторы будут предоставлять сельским семьям услуги по владению ЛПХ;
- владельцы ЛПХ будут иметь возможность расширить землепользование за счет земельных долей. Предполагается, что численность владельцев ЛПХ, воспользовавшихся этим правом, возрастет;
- ЛПХ получат доступ к инновационным и промышленным технологиям, земельным, материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам. В результате чего их владельцы будут иметь возможность получать микро-кредиты, целевые инвестиции и дотации на рачительное развитие своих хозяйств.
Расширится площадь приусадебных участков, пастбищ и сенокосов, находящихся в пользовании ЛПХ. Возрастет обеспеченность ЛПХ семенным и посадочным материалом, молодняком скота и птицы, сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инвентарем, ветеринарным обслуживанием, комбикормами, минеральными и органическими удобрениями.

Предполагается также, что реализация программы обеспечит: - рост объема товарной продукции ЛПХ;
- увеличение занятости населения в личных подсобных хозяйствах;
- увеличение доходов сельских хозяйств от ЛПХ.
Демонстрационные хозяйства
Особое место в решении проблемы занятости и повышения доходов сельского населения в программе занимает организация демонстрационных хозяйств, созданных и функционирующих на основе отечественного и мирового опыта. Развитие таких хозяйств доказывает, что пример успешно ведущих дела соседей вдохновляет наших граждан на занятия сельскохозяйственным бизнесом.
Создание демонстрационных хозяйств, преследует следующие цели:
- демонстрация и распространение передового опыта ведения сельскохозяйственного производства, агробизнеса и вспомогательной, не сельскохозяйственной деятельности;
- обучение сельских предпринимателей и владельцев крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств эффективным методам хозяйствования и бизнеса;
- апробация и производственные испытания новых технологий, сортов сельскохозяйственных культур, пород скота и птицы, а также машин, оборудования и других средств производства.
Создавая демонстрационные хозяйства, необходимо учитывать весь спектр (или хотя бы основные виды) хозяйственной деятельности в регионе.
Функционирование хозяйств различной специализации, ведущих демонстрационную деятельность, поможет развитию перспективных направлений сельскохозяйственного бизнеса, созданию новых производственных структур и обслуживающих их предприятий, способствуя тем самым появлению новых рабочих мест. Наличие в регионе таких демонстрационных хозяйств может стать реальным подтверждением жизнеспособности той или иной модели сельскохозяйственного бизнеса. К тому же, они позволят тиражировать имеющийся положительный опыт.
Демонстрационные хозяйства могут служить базой для проведения обучающих семинаров. На которые будут приглашаться владельцы личных подсобных хозяйств, работники крестьянских фермерских хозяйств, представители местных администраций и другие заинтересованные лица. Эти хозяйства будут поддерживать связь с региональными и федеральными консультационными центрами, и сотрудничать с ними на основе взаимовыгодных договоров.
Специалисты будут оказывать консультационные услуги, разрабатывать технико-экономическое обоснование проектов, содействовать в организации сбыта производимой продукции и т. п. Институты РАСХН, вузы и создаваемые на их базе курсы повышения квалификации будут владеть информацией, отражающей экономическое состояние ЛПХ, КФХ, АПК, а также их планами на перспективу развития в различных регионах страны.
Организация демонстрационных хозяйств на селе является необходимым условием повышения предпринимательской активности населения. Для посетителей такое демонстрационное хозяйство может стать наглядным примером и дать исчерпывающую информацию, которая позволит им открыть перспективы ведения собственного бизнеса или оценить свои возможности.
На примере демонстрационных хозяйств будет происходить отработка механизмов реализации новых проектов, предусматривающих активизацию сельскохозяйственной деятельности на селе, личных загородных подворьях и в сельском хозяйстве в целом.
При выборе хозяйства, на базе которого целесообразна организация демонстрационного хозяйства программы, главными критериями являются размеры производства и площадь землепользования. Они должны быть подходящими для ведения товарного хозяйства и применения современных технологий. Не меньшее значение при отборе имеют предпринимательские способности владельца.
Для дальнейшей помощи в продвижении на российские региональные агропродовольственные рынки продукции местных товаропроизводителей уже планируются меры по созданию региональных центров по приемке и логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Источником финансирования для их создания могут служить государственный или местный бюджет, а также средства инвесторов, заинтересованных в развитии сельских регионов.
Внедрения интеграционных схем
На начальном этапе создания проекта программы в ней участвовало ограниченное число сельских подворий. Поэтому объемы излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в хозяйствах из различных регионов РФ, претендующих на участие в реализации программы МИНИ-ШЕД, были определены лишь математическим путём.
Определение круга участников явилось основополагающим фактором необходимости внедрения интеграционных схем. На предварительном этапе реализации программы был составлен план необходимых мероприятий, намечены сроки их выполнения и возможные исполнители. Эта работа проводилась в рамках подготовки технико-экономического обоснования. Так же отрабатывался механизм интеграционных схем.
Интегратор, взаимодействуя с производителями сельскохозяйственной продукции и другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, помогает им активно участвовать в освоении интеграционных схем с целью развития доходных видов бизнеса, снижения производственных затрат, организации сбыта готовой продукции. Где интегратор как юридическое или физическое лицо возьмет на себя организацию всей технологической цепочки производства и продвижения на рынок определенных видов продукции.
Анализ деятельности хозяйств-интеграторов позволил оценить их ресурсный потенциал и составить перечень всего необходимого для осуществления предлагаемой интеграционной схемы. При этом особое внимание уделялось оценке возможностей реализации производимой продукции; наличию необходимых производственных помещений и их соответствию санитарно-гигиеническим требованиям; наличию нужного оборудования и транспорта, необходимого для обеспечения кормами и транспортировки готовой продукции; квалификации персонала; возможности сертификации продукции.
На их основе подготовлены правила приема продукции для её переработки с последующей реализацией населению. Кроме того, были разработаны условия, обеспечивающие контроль качества готовой продукции на всех этапах производственной деятельности. А также установлен порядок расчетов за принятую готовую сельхозпродукцию.
Рекомендации к маршрутам движения транспорта составлялись так, чтобы при наименьшем пробеге транспорта добиться централизованного регионального обеспечения хозяйств кормовой базой и сбора готовой продукции в максимальном объеме. Транспортная схема обеспечения необходимых условий для деятельности сельскохозяйственных и вспомогательных предприятий малых форм собственности содержит расчеты на основе себестоимости 1 т-км пробега транспорта по выбранному маршруту.
Схемы организации анализировались с учетом вероятности всевозможных рисков. Поэтому при выборе базовых вариантов рекомендуется рассматривать сразу 2-3 варианта схем, наиболее приемлемых с точки зрения экспертной оценки. Также необходимо учитывать такие факторы, как возможное снижение объема собираемой продукции, цен и доходов от реализации продукции, увеличение дополнительных издержек, связанных с обеспечением полноценной деятельности обслуживаемых предприятий.
Внедрение подобных схем открывает новые возможности. Позволяет увеличить доходы сельских жителей за счет появления новых каналов сбыта продукции. Снимает необходимость транспортировки продукции в пункты реализации и, тем самым, снижает издержки ее продажи. И при этом у населения появляется больше свободного времени, которое они могут использовать для расширения собственного подворья.
Интегратор при реализации подобных схем получает дополнительный источник дохода и создает рабочие места. Учитывая социальную значимость и эффективность реализации подобных схем, в организации данной работы должны будут участвовать представители местных органов власти, работники районных управлений сельского хозяйства и другие лица, заинтересованные в поддержке развития сельских регионов.
Стимулирование производства и активизации хозяйственной деятельности ЛПХ
Поскольку существует, так называемая сезонность производства, уровень предложения продовольственной продукции в течение года неравномерный. Поэтому возникают трудности в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктуры. А продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен.
Развитие здоровой конкуренции в сельском хозяйстве ограничивается рядом факторов, таких как недостаток материальных и финансовых ресурсов, низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры и отсутствие развитой инфраструктуры. В частности недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной сети.
Специфическая особенность отечественного агропродовольственного комплекса связана с природно-климатическими условиями, которые так же ограничивают ее развитие. В связи с чем, устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что обуславливает высокий уровень предпринимательских рисков по отрасли в целом.
Для стимулирования производства товарной продукции и активизации хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств, в программе МИНИ-ШЕД предусматриваются:
- практическая помощь в обустройстве производственных участков на личных подсобных хозяйствах, частных или юридических лиц, по технологии, как для самостоятельного изготовления, так и для промышленного производства конструкций МИНИ-ШЕД. А так же разработка способов организации комплексных поставок механизированного оборудования, орудий труда и комплектующих;
- разработка для ЛПХ, КФХ и АПК проектно-сметной документации и предоставление синтезированных технологий производства продукции в промышленных масштабах, которые подходят для использования в условиях ограниченных земельных ресурсов;
- методики обучения и повышение квалификации сотрудников, призванные повысить эффективность деятельности личных подсобных хозяйств и обеспечить проведение региональных агротехнических, противопожарных, ветеринарных, санитарных и противоэпидемиологических мероприятий;
- методологии предоставления кредитных ресурсов, привлечения инвестиций и средств Фонда поддержки сельского развития на основе социальных (бесплатных, условно-бесплатных и коммерческих) бизнес-франшиз;
- оказание консалтинговых, информационных, монтажных, пусконаладочных и транспортных услуг юридическим и частным лицам, занятым в сфере производства и переработки продукции сельского хозяйства, а также вспомогательным предприятиям и организациям по переработке готовой продукции и полуфабрикатов;
- организация централизованных поставок комбикормов, сена и другой необходимой продукции. Стабилизация закупочных цен при отсрочке платежей за принятую продукцию;
- способы поощрения наиболее активных работников или предприятий ЛПК, КФХ и АПК, успешно освоивших и передающих опыт внедрения инновационных технологий, позволяющих минимизировать риски и эффективно производить даже круглогодичную товарную продукцию сельского хозяйства и товары народного потребления.
.
Среда, 24.04.2024, 21:04
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0